Каталог статей /

Экономика Ирана :: Сектора экономики

Экономика Ирана · История · Основные макроэкономические показатели · Приватизация · Сектора экономики · Бюджет · Торговля · Валюта Ирана · Близкие статьи · Литература · Примечания ·


Сельскохозяйственный сектор составляет 11,2 % в структуре ВВП Ирана, в нём заняты около 1/4 работоспособного населения. 40,6 % ВВП занимает промышленность (31 % населения), в том числе нефтехимическая. 48,2 % — сектор услуг (45 % рабочей силы). 80 % экспорта составляют минеральные ресурсы, при том на их добыче занят всего 1 % населения. 1/3 всего работоспособного населения — женщины. В 2006 году среднегодовая заработная плата составила $2700.

Сельское хозяйство

Пахотные земли Ирана
Пахотные земли Ирана

Пашни составляют 20 % всей территории Ирана. Большая часть этих земель находится на севере, ближе к Каспийскому морю, и, кроме этого, в относительно влажных долинах на северо-западе. Некоторые пахотные земли в равнинных но засушливых южных провинциях оснащены ирригационными системами. Всего орошается 7,5 млн га земель.

Среди важнейших сельскохозяйственных культур пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки.

Животноводство основано на разведении овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота.

Промышленность

Иран находится на 3-м месте в мире по запасам нефти и газа (2010). Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Широко представлено машиностроение и металлообработка, и, кроме этого, пищевая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов.

Автомобильная промышленность

В последние годы автомобильная промышленность растет быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro, на которых производят автомобили. Крупнейшая промышленная группа Iran Khodro Industrial освоила выпуск иранского легкового автомобиля Samand X7. Однако этот автомобиль не соответствует некоторым критериям экологичности и расходует огромное количество топлива. Налажено также сотрудничество с французскими автомобильными гигантами.

Энергетика

Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны.

К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005 Иран поставлял ежегодно 7 млрд кубометров газа в Турцию. В настоящее время ведётся строительство газопровода от месторождения Южный Фарс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе. Обсуждает строительство газопровода Иран — Пакистан — Индия. В 2005 был открыт газопровод Иран - Армения.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT, в том числе IGAT-1 мощностью 9,6 млрд кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан, и IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с Исламской революцией в 1979. Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов). Иран добывает 4,2 млн баррелей в сутки, из них экспортируется около 2,7 млн баррелей. Иран являлся четвёртым экспортёром нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC - National Iranian Oil Company). С конца 1990-х, но в тоже время, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под проверка ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй до 2010 мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт. Программа предусматривает развитие гидроэлектроэнергетики и ядерной энергетики. Первая иранская атомная электростанция строится в Бушере при посредничестве России.

Услуги

Туризм

Интерьер мечети Шейха Лютфаллы
Интерьер мечети Шейха Лютфаллы

Туристическая индустрия Ирана серьёзно пострадала в результате ирано-иракской войны, но в тоже время сегодня возрождается. В 2003 было выдано 300 тысяч туристических виз, большая часть — паломникам из соседних исламских государств, направлявшимся в Мешхед и Кум. В 2004 же Иран посетили уже 1,7 млн иностранных туристов. Если для мусульман базовый интерес представляют священные места, то европейцев интересуют главным образом археологические раскопки и древние памятники. В 2004 доходы туриндустрии превысили 2 миллиарда долларов. Развитию туризма сильно препятствует несовершенство инфраструктуры.

В то время как Иран входит в десятку самых привлекательных для международного туризма стран, по доходам бюджета от туризма страна располагается лишь на 68 месте. 1,8 % населения заняты в туристическом бизнесе. По прогнозам этот сектор экономики является одним из наиболее перспективных в стране; в ближайшие годы ожидается его прирост на 10 %.

Транспорт

Подробнее: Транспорт в Иране

Иран имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 178 тыс. км, из них 2/3 — с твердым покрытием. На 1000 человек приходится личных 140 автомобилей. Протяженность железных дорог — 6405 км. Железнодорожное сообщение имеется с Арменией, Азербайджаном, Пакистаном, Турцией и Туркменистаном. Ведется строительство ветки Хорремшехр — Басра (Ирак). Ширина колеи — 1435 мм. Крупнейший порт — Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на берегу Каспийского моря — Энзели. В Иране действует 321 аэропорт, 129 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В восьми крупнейших городах страны ведется строительство метро. В ряде городов развита трамвайная сеть. Дороги в Иране считаются лучшими на Среднем Востоке, после Израиля. Протяженность трубопроводов — 34 тыс. км; из них 17 тыс. — газопроводы, 16 тыс. — нефтепроводы, 1 тысяча — для перегонки сжиженного газа и газоконденсата. Имеются и высокоскоростные ж/д магистрали: Исфахан - Тегеран - Шираз и Кум - Исфахан-Мешхед (поезда мчатся со скоростью свыше 270 км/ч.) Ведется строительство еще четырех скоростных железнодорожных магистралей.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!